top of page
Комитас. "Келер-Цолер" - Микаэл Айрапетян - фортепиано, Владимир Сергеев - скрипка
00:0000:00
Комитас. "Ой, Назан" - Микаэл Айрапетян - фортепиано, Елена Епихина - сопрано
00:0000:00
Комитас. "Крунк" - Микаэл Айрапетян - фортепиано, Владимир Сергеев - скрипка, Оганес Казарян - дудук
00:0000:00
Комитас. Чинар ес - Хор Ошаканской епархии
00:0000:00
Комитас. Три танца - Микаэл Айрапетян - фортепиано
00:0000:00

Комитас 

(1869 - 1935)

Комитас явился основоположником научного изучения армянской музыкальной этнографии. С его именем связано формирование и развитие национальной композиторской школы.

Его величайшая заслуга в том, что он очистил армянскую народную музыку от накопившихся в течение веков чуждых наслоений, обосновал её самобытность, в обработках народных песен создал классически совершенные образцы армянского музыкального стиля. Его музыкальные и теоретические труды оказали существенное влияние на процессы развития музыкальных культур других восточных народов.

 

Родился 8 октября 1869 в городе Кутина (Кетайя) в Западной Анатолии (ныне Турция).

В 7 лет Комитас поступил в местную начальную школу, после окончания которой отец его отправил в Брусу - продолжать обучение.

В 1881 - священник Кутины Г.Дерцакян должен был уехать в Эчмиадзин - принимать сан епископа. По просьбе католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту - на учебу в Эчмиадзинскую духовную семинарию.

В 1890 - Согомон посвящается в сан монаха. В 1893 - он завершает обучение в духовной семинарии Геворгян (Эчмиадзин), где он специализировался в изучении армянской церковной музыки, собирал образцы крестьянского фольклора различных этнографических поясов Армении.

В семинарии он назначается учителем музыки. Параллельно с преподаванием создает хор, оркестр народных инструментов, занимается обработкой народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке.

В 1895 - возведен в сан архимандрита, приняв имя католикоса Комитаса - выдающегося поэта VII века, автора шараканов.

Осенью того же года уезжает в Тифлис, учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии. Эти занятия стали основой для овладения европейской техникой композиции. Деятельность Комитаса продолжается в Тифлисе, куда он переезжает по совету католикоса, чтобы расширить знания учится в местной консерватории.

В 1896-1899 – он изучал историю и теорию музыки в Берлине (в частной консерватории Р. Шмидта и в университете Фридриха Вильгельма), куда уехал учиться по протекции католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна. На втором году обучения он уже читает курс теории музыки на подготовительном отделении консерватории, читает лекции об армянской музыке.

С 1899 - жил в Эчмиадзине, возглавлял музыкальные классы и хор духовной академии.

Он занимался научно-исследовательской деятельностью, обошёл разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создал обработки песен. Изучая армянские народные и духовные мелодии, работал над расшифровкой армянских хазов, над теорией гласов.

Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Композитор намеревался создать музыкальный эпос "Сасна црер" и продолжал работу над оперой "Ануш", которую начал еще в 1904.

С 1910 - жил в Константинополе одном из значительных центров армянской культуры. Наряду с композиторским творчеством он многократно выступал в качестве хормейстера и певца в Константинополе, других Городах Турции, а также в Египте.

Не менее важной областью было для него и музыковедение. В Париже на конференции Международного Музыкального общества он читает два доклада: "Армянская народная музыка" и "О старой и новой нотописи армянской духовной музыки", которые вызвали большой интерес среди участников конференции. Комитасу предлагается также прочесть непредвиденный в программе доклад на тему: "О времени, месте, акцентуации и ритме армянской музыки".

Начавшиеся гонения на армян прервали подвижническую деятельность Комитаса. 17 и 18 апреля 1915 в Константинополе, в армянской церкви квартала Галатия впервые прозвучало одно из выдающихся произведений Комитас «Патараг» («Литургия») в исполнении мужского хора. Следующее исполнение этого произведения было назначено на 3 мая, однако 24 апреля, вместе с другими видными представителями армянской интеллигенции, Комитас был арестован и выслан в местность Чангер. По пути в ссылку он стал очевидцем трагедии своего народа и утратил душевное равновесие. Друзьям удалось вызволить его, но его здоровье было подорвано.

Остаток жизни он провел в военном госпитале Константинополя, затем (с 1919 по 1935) - в психиатрических клиниках Парижа.

22 октября 1935 его жизнь оборвалась.

bottom of page