Никогайос Тигранян
(1856 - 1951)
Выдающийся армянский композитор Никогайос Фаддеевич Тигранян посвятил свой талант развитию армянской национальной музыки, заложил основу армянской новой профессиональной музыки и композиторской школы. В числе первых армянских композиторов он начал собирать народные танцевальные мелодии и песни. Обработанные Тиграняном народные мелодии выделяются ярким, необычайно выразительным и щедрым мелосом, красотой мелодических узоров, красочностью тем, поразительной ритмикой. Являясь современником Т. Чухаджяна, Х. Кара-Мурзы, М. Екмаляна и Комитаса, Тигранян вместе с ними заложил основу армянской классической музыки. Многогранен творческий облик Тиграняна - выдающийся композитор, этнограф, пианист, знаток музыкального творчества народов Востока, музыкально-общественный деятель, педагог, автор многих научных статей о музыке. Он в числе первых армянских композиторов начал собирать народные танцевальные мелодии и песни, первым записал средствами европейской музыки сложные формы мугамов и обработал эти сокровища народного творчества для фортепиано, голоса, скрипки, камерно-инструментальных ансамблей, симфонического оркества и оркестра народных инструментов. В богатом творческом наследии композитораособенно ценны обработки танцев для фортепиано. Многочисленные и многообразные они положили начало развитию армянской фортепианной музыки. Деятельность Никогайоса Тиграняна не ограничивалась рамками армянской музыки, он неоднократно обращался и к музыке соседних народов - азербайджанцев, грузин и персов. “Большой музыкант-востокопевец” - так назвал Тиграняна классик армянской музыки Александр Спендиаров. Город Александрополь (ныне Гюмри), где 31 августа 1856 года родился Никогайос Тигранян и где он прожил большую часть своей жизни, славится богатейшим фольклором, живыми традициями народного песнетворчества, своеобразной ашугской культурой. Отец композитора - Фаддей Назаретович Тигранян был военным, а мать - Ерануи Гороянц была широко образованной женщиной. И мать и отец композитора интересовались не только восточной, но и европейской музыкой, постепенно проникавшей на Кавказ. Семья Фаддея Тиграняна была многочисленной - 10 детей (9 сыновей и одна дочь). Рано стали проявляться музыкальные способности Никогайоса Тиграняна. Уже в шесть лет его отдают в Александропольскую армяно-католическую школу. Но тяжелая болезнь (в девятилетнем возрасте он заболел оспой) на всю жизнь лишает его зрения. Родители, глубоко переживавшие за сына и озабоченные его судьбой, решили во что бы то ни стало дать ему образование. В Александрополе в то время не было соответствующих школ для слепых детей, и родители решили о помещении сына в школу для слепых детей в другом городе. В 1973 году в Вене должен был состояться всемирный медицинский конгресс. Родители Тиграняна не теряя надежды вернуть сыну зрение, везут его в столицу Австрии. После тщательного осмотра, врачи заявили о невозможности возвратить мальчику зрение и посоветивали поместить его в Венский институт для слепых. Здесь их вначале постигла неудача: Никогайоса Тиграняна как иностранца не приняли в институт. После долгих хлопот директор Института профессор Пабласек соглашается взять его в свою семью, предоставив ему ему возможность полного курса обучения. В Институте для слепых в Вене Тигранян проходит обширную программу общеобразоательных предметов рамках среднего учебного заведения по усовершенствованным пособиям для слепых. У профессора Венской консерватории Шеннера Тигранян изучает теорию музыки, гармонию и основы композиции, совершенствуясь при этом в игре на фортепиано. В период учебы в Институте будущий композитор настойчиво и серьезно изучает Баха, Бетховена, Шумана, Листа, Мендельсона. В качестве вспомогательного предмета он проходит курс игры на скрипке, а также изучает технику настройки и реставрации инструментов. В 1880 году, получив музыкальное образование по программе Венской консерватории, Тигранян возвращается в Александрополь и с колоссальной энергией и воодушевлением приступает к собиранию, изучению и обработке лучших образцов восточной музыки, которую он имел возможность слышать от сазандаров, певцов и ашугов. Средствами европейской музыки Тигранян тонко и умело обрабатывает народные мелодии, бережно сохраняя их ладо-интонационные особенности и богатый метро-ритмический строй, ставя перед собой целью сделать их достоянием профессионалов музыки в Армении, в России и в Западной Европе. В 1880-1890 Тигранян занялся обработкой мугамов. В этом отношении композитору очень повезло: его тетя (сестра матери) была замужем за известным таристом, прекрасным знатоком и исполнителем восточных мелодий Агамалом Мелик-Агамаляном, с исполнения которого записаны и обработаны Тиграняном все его мугамы: («Баяти Курд», «Баяти Шираз», «Новруз Араби», «Шахназ», «Геджас», «Эйдари» и другие). В это же время Тигранян создает сборник обработок армянских народных танцев для фортепиано. В 1893 году Тигранян едет в Петербург, где стажируется и совершенствуется у профессора Петербургской консерватории Николая Соловьева. В Петербурге композитор изучает произведения Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова. В период 1895-1898 гг. Тигранян успешно концертирует как пианист в городах России, Грузии, Армении и Азербайджана. На концертах он исполняет свои обработки армянских народных танцев и мугамы. В 1922 году в Гюмри Тигранян открывает школу для слепых детей и назначается ее директором. О большой дружбе между Комитасом и Тиграняном свидетельствуют воспоминания Тиграняна о Комитасе, письма, написанные ему Комитасом. Первое их знакомство состоялось в 1899 году. При возвращении из Берлина в Эчмиадзин Комитас заехал в Гюмри к Тиграняну и остановился у него на несколько дней. Проводя все свои дни в содержательных беседах о характере восточной музыки, они обсуждали также вопросы стиля и формы армянских народных песен и танцев, мугамов. Уже с первой встречи композиторы становятся большими друзьями. … «Когда Комитас приходил к нам,- вспоминает Тигранян, - наш дом принимал торжественный вид». Комитас же при каждой встрече с Никогайосом Тиграняном имел привычку повторять «пришел воспользоваться музыкальной сокровищницей Никогайоса Тиграняна». Тиграняну импонировало творчество Комитаса. «Я не другого,-говорил он,- который бы так глубоко чувствовал и понимал дух и характер нашей народной музыки, как Комитас.» Обработки народных танцев для фортепиано Среди творческого наследия Тиграняна наиболее значительное место занимают обработки народных танцев для фортепиано, сыгравшие исключительно важную роль в формировании национального стиля армянской фортепианной музыки. Тигранян поднял эту область национальной музыки на качественно совершенно новую ступень. Его произведения по существу явились первыми образцами армянской фортепианной литературы, в которых национальная определенность музыкально-образного строя и языка оказались выраженными с несомненной отчетливостью и художественной убедительностью. Фортепианные танцы Тиграняна, впервые появившиеся в конце 80-х годов, в период , когда велась интенсивная работа по собиранию, записи и обработке национального фольклора, непосредственно связаны с народно-музыкальным творчеством. Они всецело основываются на армянском городском фольклоре, на его ладо-интонациях, в частности, на народно-ашугских мелодиях, бытующих в его родном городе Александрополе (Гюмри). Тиграняном было обработано для фортепиано 25 танцев. В обработке танцев Тигранян обычно не выходит за пределы народной мелодии, не вносит в нее существенных изменений. В каждом из них композитор немногими, но четкими штрихами стремится подчеркнуть народную, ладо-интонационную основу, красоту и неповторимое своеобразие мелодического, особенно ритмического строения. «В танцах,-пишет композитор,- ритмом передаются различные состояния танцующих, начиная от лихости и энергии и кончая плавностью». Следует особо подчеркнуть, что попытка передачи на фортепиано специфических особенностей восточных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей (тембровых, ритмических, интонационных, многоголосной фактуры) осуществлена впервые в армянской музыке Тиграняном в его обработке народных танцев .Композитору удается выявить музыкальными средствами особенности хореографического рисунка народного танца, раскрыть его образно-эмоциональное содержание. Таким образом, каждая пьеса превращается в самостоятельную картину народной жизни. В тиграняновских обработках сольных мужских и женских, групповых круговых и парных танцев, песен-плясок проявляются различные настроения и многообразие характеров - задорных, огненно-темпераментных, спокойно-степенных, грациозно-нежных и юмористических. Наибольшую часть обработок составляют распространенные в быту и любимые народом круговые танцы. Среди них: «Дюз пар», «Эт у арач», «Тарс пар», «Гюмрийский круговой танец», «Вер-вер», «Три круговых танца», «Эрзруми» и другие. Интересной обработкой композитора, в которой наиболее полно выявились особенности его творческого метода является плавный, спокойный, сдержанный танец «Дюз пар», представляющий собой тему с пятью вариациями. В основе танца «Дюз пар» лежит мелодия песни «Чем крна хаха». Кроме круговых танцев Тиграняном обработаны также и песни-пляски, к числу которых относятся «Фатем Китам» и «Вард кошикс». Их основным содержанием является любовная лирика. В песнях-плясках отчетливо проявлен танцевальный элемент, придающий их мелодии своеобразный характер. Известно, что армяне, танцуя, одновременно и поют, поэтому мелодии песен-плясок всегда напевны и гибки, богаты ритмически. «Фатен китам» - представляет собой насыщенный горячим чувством любовный диалог парня и девушки. Девушка, уронившая в воду колечко, просит юношу достать его. Он соглашается лишь при условии, если девушка полюбит его. Цикл «Три круговых танца» включает в себя обьединение трех танцев: «Кяндрбаз», «Вард кошикс» и Шавали». Эта весьма интересная особенность в обработках танцев Тиграняна, применяемая им для большого обогащения формы и содержания танцев, идущая еще от Кара-Мурзы, была впоследствии еще более развита в вокальных сочинениях Комитаса. Особенно впечатляют обработанные Тиграняном женские танцы («Ранги» и другие), полные очарования и поэтической выразительности. Лиричен танец «Фимджан» с самобытным песенно-мелодическим тематическим материалом. Из мужских танцев композитором обработаны: армянский танец «Зурни трнги», дагестанский - «Дагстани». Картину народной жизни воспроизводит «Зурни-трнги». Чувство молодого молодого задора в танце переливается через край, наполняя музыку стихийным ощущением жизни, радости. Ритм господствует на всем протяжении танца. Фоном мелодии служит квинтовый органный пункт с повторяющимися однотипными мелодическими фигурациями, выдержанными во всем танце и воспроизводящими звучание народных инструментов (в основном зурны). Обработанные Тиграняном для фортепиано народные танцы отличаются красочностью мелодического рисунка и яркостью образов. Они обаятельны. Интересны и самобытны. Фактура проста и скромна. Сохранить специфику народного инструментального искусства , перенести на фортепиано характерные для народных инструментов приемы и обороты было главной задачей композитора. Он часто воспроизводит в танцах колорит, звучание того или иного народного инструмента ( дапа, дайры, зурны, дудука). Обработки мугамов для фортепиано Наряду с обработками песен и танцев Тигранян уделил огромное внимание и обработкам мугамов. Тигранян - первый из композиторов, обратившийся к их записи и художественной обработке, он тем самым спас от потери богатые и ценные сокровища народно-профессиональной музыки. Мугамы - развернутые вокально-инструментальные или только инструментальные поэмы Востока импровизационного характера. Мугамы, их исполнительство, являются профессиональным творчеством. Музыканты-профессионалы в течение многих лет создавали и распространяли форму мугама, черпая материал из народной музыки. Тиграняном записаны получившие широкое распространениев Армении инструментальные мугамы, то есть мугамы без пения, исполняемые на струнных и духовых народных инструментах. Записывая мугамы с игры блестящего тариста-виртуоза Агамала Мелик-Агамаляна, Тигранян оставлял их мелодии в неприкосновенности, ничего не добавляя к ним. Мугамы в обработке Тиграняна рисуют картины природы («Новруз Араби»), другие напоминают торжественное шествие («Эйдари»). Первый изданный Тиграняном мугам - «Баяти Курд». Баяти - арабское слово, что означает стихи, в музыке же оно связано с понятием элегии. Он состоит из трех разделов: медленной интродукции «Чобан», основного раздела «Баяти» и заключительной части «Гяф». Особый интерес представляет мугам «Шахназ» - исключительно образная, яркая и оригинальная пьеса. «Шахназ» обработан композитором как для фортепиано, так и для скрипки и фортепиано. Образцом светлой и ясной лирики среди обработанных Тиграняном мугамов является «Новруз Араби» («Утров Аравии») - поэтическая картина пробуждения природы. Мугамами Тиграняна заинтересовались такие выдающиеся композиторы как Спендиаров, Ипполитов-Иванов, Глиэр, Меликян, Хачатурян. Тигранян вложил благородный труд в дело сохранения мугамов как уникального материала и благодаря этому мугамы получили интересное отражение в творчестве армянских композиторов, способствовал обогащению их мелодического языка, инструментальной и гармонической палитры.